Татар-Улканово

53.89417
54.62417
15

Татар-Улканово (башк. Татар-Олкан ) — село в Туймазинском районе Башкортостана, административный центр Татар-Улкановского сельсовета.

Впервые село упоминается в 1736 году .

Деревню населяли припущенники – ими были преимущественно тептяри (по данным переписи в 1762г. составляли 100 % жителей, при переписях 1795-1859 гг. составляли 80-85% жителей, в число которых также были включены татары), башкиры, чуваши (чуваши находились в сословии государственных крестьян, после издания манифеста об отмене крепостного права 1862 года, в 3-4 верстах образуют в 1870 году свое поселение из 15 дворов, получившее в дальнейшем название Улкан чувашский, а позднее Чуваш-Улканово) .

Договор от 1 января 1736 г. о припуске на вотчинных землях составлен между припускными тамьянцами Тамьянской волости Бузулукского уезда Ногайской дороги и вотчинниками кыр-еланцами Кыр-Еланской волости Казанской дороги – за припуск было уплачено 100 руб. и установлен ежегодный размер оброка по 10 коп. с каждого двора . Хотя указывается, что это было узаконение “давнего пребывания” припущенников в д.Улканово . Схожая картина отмечается с регистрацией служилых татар – так, Исмагил Ибрагимов с сыном Исхаком из сословия служилых татар (выходцы из д. Починка Царевококшайского уезда Казанского наместничества) проживали в селе Улканово с 1775 г., тогда как их пребывание было узаконено лишь спустя два десятилетия – двумя договорами от 22.04.1792 г. и 28.04.1795 г. (в дальнейших переписях сословие служилых татар не выделяется, ввиду включения в сословие тептярей).

Чуваши во главе с Марком Григорьевым “с товарыщи” с 15 душами мужского пола (выходцы из Ядринского уезда Казанской губернии) были припущены тептярами и башкирами к селу по приемному письму от 5 марта 1834 г. .

По косвенным материалам (в восстании Е.Пугачева 1773-1775гг. участвовали 19 ясачных татар села; по данным переписи 1762 года в селе всего припущенниками считаются 19 душ мужского пола из числа тептярей, другие сословия не проживают) можно утвердительно сказать, что в тептярское сословие перешли ясачные, частично служилые татары . Схожая картина наблюдается и в ряде других сел (например, д. Чуваш-Тамьян Тамьянской волости, д. Нуреево Шаранского района и др.), когда до восстания под предводительством Е. Пугачева (по переписи 1762 г.) в селах единственными жителями указываются ясачные татары, а после подавления бунта (при переписях 1783, 1795, 1816 годов) все жители записаны уже в сословие тептяр .

В советский период в село переселялись также жителя соседних малочисленных деревень, по причине отсутствия в них надлежащей инфраструктуры – в настоящее время данные поселения числятся без постоянно проживающего населения (Чулпан, Салкын Чишма).

По данным старожилов в дореволюционный период в селе действовали 3 мечети, вокруг которых были сформированы махалли: первая – махалля центральной мечети, вторая махалля именовалась Апеш (от имени мельника, мельница которого была расположена на окраине села), третья – Чатра (от сокр. “чатыр багана” – столба с опорами, расположенного в другой части села). В настоящее время функционирует одна деревянная мечеть (вновь построена на месте дореволюционной центральной мечети).

Добавить свое описание
GradInf
Добавить комментарий