Советская Гавань

Советско-Гаванский
140.2811111
48.9575
15

Сове́тская Га́вань — город в Хабаровском крае России, административный центр Советско-Гаванского района. Образует городское поселение город Советская Гавань как единственный населённый пункт в его составе.

Расположен на берегу одноимённого залива, являющегося в свою очередь частью Татарского пролива. Вместе с пригородной зоной (посёлки Лососина, Майский и Заветы Ильича, образует единственную на побережье Татарского пролива Совгаванско-Ванинскую агломерацию с общим населением около 40 тысяч человек.

Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 581 км от Хабаровска, в 10 км от порта Ванино — одного из крупнейших российских портов на Тихом океане. Находится в гористой местности, в непосредственной близости располагается хребет Советский высотой до 560 м (г. Советская), отрог Сихотэ-Алиня.

Конечная точка БАМа. Железной дорогой связан с Комсомольском-на-Амуре, автомобильной трассой 08А-1 «Лидога — Ванино — Советская Гавань» город связан с автодорогой «Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре». Действует аэропорт Май-Гатка.

Первые сведения о некоем закрытом заливе, находившемся на побережье Татарского пролива южнее Де-Кастри, были получены участниками Амурской экспедиции весной 1852 года на озере Кизи от местных орочей, которые именовали залив Ходьё или Ходжо. Впоследствии в русском языке за ним закрепилось искажённое название Хаджи. Залив сразу заинтересовал командующего Амурской экспедицией Г. И. Невельского как потенциальная база военно-морского флота, где корабли смогли бы укрыться от возможного нападения со стороны вражеского флота. Последнее, с учётом осложнения русско-английских отношений и возросшей активности британского флота на Дальнем Востоке, было вполне реально. Сначала рассматривалось два пути поиска Хаджи — сухопутный (через стекающие с Сихотэ-Алиня и впадающие в залив реки) и морской; из-за рискованности первого пути Невельской выбрал второй.

Первооткрывателем залива Хаджи стал лейтенант Российского императорского флота Н. К. Бошняк, посланный Невельским для поиска морского пути к заливу. Его сопровождали три спутника — два казака и якут-переводчик. Произошло это 23 мая (4 июня) 1853 года. На берегах залива Бошняк насчитал около 50 орочей, которые проживали в 10 жилищах, разбросанных в 5 местах по берегам бухт залива. Первооткрыватель назвал залив гаванью Императора Николая I (впоследствии название сократилось до Императорская Гавань). Бухтам залива он дал имена членов императорской фамилии. Такое решение было принято им сознательно в связи с тем, что многие приближённые Николая I, в частности министр иностранных дел К. В. Нессельроде, отрицательно относились к исследованию новых дальневосточных территорий. На одном из мысов, названным впоследствии в честь Великой княжны Анастасии, был установлен деревянный крест, на котором была закреплена доска с надписью: «Гавань Императора Николая открыта, и глазомерно описана Лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семёном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Иваном Мосеевым». Местным орочам было вручено официальное письмо на русском, немецком и французском языках, в котором указывалось, что Императорская гавань принадлежит России.

4 (16) августа 1853 года в Императорскую Гавань прибыл на транспорте «Байкал» сам Невельской, пожелавший лично участвовать в создании первого русского поселения в новооткрытом заливе. По его распоряжению в одной из бухт (Бошняк назвал её Константиновской, впоследствии она получила имя Постовой) был выставлен «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» во главе с урядником Д. Хороших. 7 октября 1853 года в гавань вновь прибыл Н. К. Бошняк, назначенный Невельским первым начальником Константиновского поста.

На зиму 1853—1854 годов в заливе остались зимовать команды транспортов «Иртыш» и «Николай I», всего около 90 человек. Первая зимовка русских в Императорской гавани была трагичной: от плохого питания, холода и цинги в Константиновском посту и на судах умерло 29 человек. Невельской же, в свою очередь и приказавший устроить эту малоподготовленную зимовку, позже пытался переложить вину за гибель людей на Н. В. Буссе (который якобы не поделился продуктами и не заменил больных из экипажа транспорта «Иртыш», когда тот был на рейде поста Муравьёвский). С этой целью он самолично внёс изменения, обвинявшие начальника поста как бы от лица лейтенанта Бошняка, в воспоминания последнего, опубликованные в «Морском сборнике» (№ 10 за 1859 год). Как выяснилось вскоре, редакция журнала поручила Невельскому лишь «просмотреть статью г. Бошняка и сказать о ней свое мнение» (№ 2 за 1860 год). Н. В. Буссе в письме редактору, напечатанном в № 7 за 1860 год, изложил свою, полностью оправдывающего его, версию событий, представив в качестве доказательства подлинник рапорта командира «Иртыша». Однако, спустя много лет свои измышления Невельской изложил уже в главе XXIV книги «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» (издана посмертно в 1878 году и, благодаря авторитету автора, до сих пор считается достоверным источником информации).

Rate article
Добавить свое описание
GradInf
Добавить комментарий