Орловка
Орловка — село в Городищенском районе Волгоградской области Российской Федерации. Вместе с железнодорожной станцией Орловка (4 километра от села) входит в состав Орловского сельского поселения. У Орловки берёт начало ручей Орловка (на некоторых картах — Верхняя Мечетка), который через 5 километров впадает в Мокрую Мечетку.
Орловка основана около 1780—1790 годов крестьянами-переселенцами. До 1820-х годов называлось Собачья балка (по названию одноименной балки) и состояло из 46 дворов. В 1827 года пришли переселенцы из Орловской губернии, давшие существующее имя — Орловка. В период 1830—1842 годах в село переселяются крестьяне из Тамбовской, Курской, Тульской и Рязанской губернии. Заселение заканчивается в 1842 году. Крестьянская семья получала от государства земельный надел — 15 десятин на каждого мужчину. Часть поселенцев были государственные крестьяне, часть однодворцы и часть — вольные хлебопашцы, потом все население перешло в статус государственных крестьян. В 1842 году Орловка имела 162 двора и 1507 человек населения.
В 1840 годах орловские жители основывают хутор Рынок на берегу Волги (на этом месте сейчас начало западного крыла Волжской ГЭС), который в 1867 году сам становится селом.
В 1859 году в Орловке было 153 двора, 1 православная церковь и 4 мельницы. Число жителей: 602 мужчин и 609 женщин. К 1890 году стало 216 дворов и 1273 человек населения. Село состояло из 3 частей, названых по прежнему месту обитания переселенцев: по правую сторону Водяной балки — Рязанская, при устье Собачьей балки — Ливенская, по левую сторону Водяной — Столбочинскую. Село имело с 1873 года церковь во имя Михаила Архангела и с 1883 года земское училище. До революции и последовавшего после административного деления место село относилось к Ерзовской волости Царицынского уезда Саратовской губернии.
С начала 20 века начинает активно разрабатывается ресурс песчаных карьеров Орловки. Для строительства оружейного завода Виккерса в 1910-х годах была проложена железная дорога от песчаных карьеров села до завода, сохранилась часть насыпи у Вишневой балки, линия от 48°48′14″ с. ш. 44°32′22″ в. д. до 48°48′06″ с. ш. 44°32′37″ в. д. . К этим же карьерам в конце 1920-х годов до Тракторного завода была проложена железная дорога. Сохранились опоры моста этой дороги у Селезневского кладбища48°49′13″ с. ш. 44°33′12″ в. д. и насыпь, пересекающую Мокрую Мечетку48°48′41″ с. ш. 44°35′09″ в. д.
В дни Сталинградской битвы 4 раза переходила из-рук в руки в жестоких боях: 23 августа захвачена 16-й танковой дивизией вермахта, 9-12 сентября отбита оперативной группы полковника Андрусенко, 1-4 октября снова захвачено 94 пехотной дивизией вермахта и окончательно отбита советскими войсками в январе 1943 года. По названию села был назван Орловский выступ. К началу октября 1942 в окружении в районе Орловки почти полностью погибли защищавшие её и Городище: 115-я стрелковая бригада, 112-й дивизия Ермолкина, 2-я мотострелковая бригада, 724-й стрелковый полк 315-й стрелковой дивизии, сводный полк 196-й стрелковой дивизии. В октябре 1942 года в районе села концентрировались немецкие войска для захвата Трактрозаводского района Сталинграда. В период октября 1942- января 1943 Орловка была тыловой базой немецких войск.
Боевой путь 115-й осбр по материалам Центрального архива МО СССР. (фонд 1936, опись 1, дело 5 листы 5 и далее)